ЕСТЬ ВОПРОСЫ? ЖМИ СЮДА
Итоги мониторинга рынка труда
- Просмотров: 1221
Национальное агентство развития квалификаций совместно с четырьмя советами по профессиональным квалификациям (машиностроение, судостроение, космос, связь) в 2018 году провели мониторинг рынка труда в нескольких отраслях. В мониторинге приняли участие более 500 организаций, из них больше половины - крупные. Как выяснилось в ходе мониторинга, работодатели доучивают выпускников вузов и колледжей, тратят на это время и средства. В то же время они сотрудничают с системой образования для устранения кадровых дефицитов. Работодатели разрабатывают совместные программы и направляют своих «агентов» в систему образования, чтобы понимать, кого взять на работу.
«Мы отвечаем за качество профессиональных квалификаций, которые в России присваиваются при проведении профессиональных экзаменов. Поэтому мы должны оценивать содержание этих квалификаций, то, каким образом люди их достигают, какие дефициты привносят к работодателям из системы образования и как эти дефициты устраняются, - первый заместитель генерального директора Национального агентства развития квалификаций Юлия Смирнова. – Кроме того, мы хотели понять, какие квалификации наиболее важны для решения задач, поставленных перед страной Президентом и Правительством, и какие траектории подготовки должны приводить к этим квалификациям».
Одной из основных проблем рынка труда остается профессионально-квалификационный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы. По оценке губернатораКировской области Игоря Васильева, спрос на рабочую силу в России ежегодно растет, об этом свидетельствует большое число вакансий, но граждане не могут ими воспользоваться, так как их умения и профессиональная подготовка не соответствуют требованиям работодателей.
«Мне представляется, что решение этой проблемы напрямую связано с организацией подготовки кадров на основе достоверного прогноза потребностей экономики в трудовых ресурсах. Это сложный, многоплановый процесс», - Игорь Васильев. Не всегда то, чему учат в вузах и профессиональных колледжах, «заточено» под потребности тех или иных предприятий, так что образовательным организациям, представителям бизнеса, крупным предприятиям необходимо решать эту проблему совместными усилиями, уверен статс-секретарь – заместитель министра просвещения РФ Павел Зенькович.
Методики прогнозирования потребностей рынка труда в кадрах применяются в России с начала 2000-х годов. Однако эти методики разнородны, во многих регионах прогнозы отождествляются с формированием контрольных цифр приема в колледжи и вузы, и это в ситуации, когда около 40% выпускников не работают по специальности.
По мнению Елены Перовой, ведущего научного сотрудника ВНИИ труда, необходим мониторинг прогнозирования профессионально-квалификационной структуры, который поможет понять, какие квалификации и навыки появляются, а какие исчезают. Это позволит выработать эффективные меры для снижения диспропорции между спросом и предложением на рынке труда в будущем.