ЕСТЬ ВОПРОСЫ? ЖМИ СЮДА
Лифтёр-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъёмных
- Просмотров: 2814
В среднем с продуктом лифтовой промышленности по всей стране в день пользуется около 90 млн человек, а его безопасность, долговечность и комфортабельность для граждан РФ ежедневно обеспечивают более 120 тысяч работников лифтового хозяйства. Это и конструкторы, и инженеры, и наладчики, и мастера по ремонту, и механики, и работники производственных предприятий.
Как у любой другой отрасли, в этой есть свои проблемы. Ее называют «нехватка квалифицированных кадров».
Проблемы безопасности на вертикальном транспорте беспокоят всех, но в особенности тех, кому приходится не только пользоваться лифтом, а участвовать в его производстве, ремонте и эксплуатации, то есть тех, кто должен обеспечивать комфортное и безопасное функционирование вертикального транспорта.
По данным Единой лифтовой информационно-аналитической системы (ЕЛИАС), которая ведется Комитетом по аналитике и статистике Национального Лифтового Союза (НЛС), в результате аварий на лифтах:
- за 2015 г. погибло 10 человек, травмы получили 24 человека;
- за 2016 г. погибло 36 человек, травмы получили 37 человек;
- за 2017 г. погибло 35 человек, а травмы получили более сотни человек.
Анализ аварий на лифтах показал, что чаще всего их причиной является некачественное техническое обслуживание оборудования, низкая профессиональная подготовка электромехаников, халатность, нарушение инструкций и регламентов по обслуживанию и сервису. Все это является следствием несовершенства системы подготовки кадров в лифтовой сфере.
Однако первый шаг к созданию отлаженной системы безопасной эксплуатации лифтового хозяйства сделан. Постановлением Правительства РФ № 743 от 24 июня 2017 года приняты «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах». .Впереди масштабные планы по разработке, принятию и внедрению в жизнь целого ряда дополнительных нормативных документов, обеспечивающих практическую реализацию положений принятых Правил.
Квалификация персонала выполняющего работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание лифта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию лифта, должна соответствовать положениям профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих работ.
В этой рубрике мы расскажем о профстандартах, которые действуют в этой сфере.
Профессиональный стандарт
"Лифтёр-оператор по обслуживанию лифтов и платформ подъёмных"
Поговорим о том, какими профессиональными навыками должен обладать человек, от компетентности которого зависит безопасность и комфорт при передвижении в лифтах.
Рассмотрим профессиональный стандарт лифтёра-оператора по обслуживанию лифтов и платформ подъёмных.
Наверное, каждый из нас боится застрять в кабине лифта. Истории о долгом и тоскливом ожидании спасателей, о том, как давит замкнутое пространство не прибавляют желания побывать в подобной ситуации. Таких историй могло и не быть, если бы все лифтёры грамотно исполняли свои обязанности.
Возможно ещё и поэтому был разработан профстандарт лифтёра-оператора по обслуживанию лифтов и платформ подъёмных.
Лифтёр занимается обслуживанием лифтов, подъёмников для инвалидов и поэтажных эскалаторов. Основная цель его деятельности - обеспечение безопасной эксплуатации этих конструкций.
Человек, которых хочет освоить профессию лифтёра, должен пройти профессиональное обучение и пройти недельную стажировку под руководством опытного лифтёра.
Обязательным условием допуска к работе такого специалиста является прохождение обязательных медицинских осмотров:
- предварительных - проводятся при поступлении на работу;
- периодических;
- внеочередных.
Свою компетентность сотрудник должен подтвердить квалификационными удостоверениями или сертификатами.
Трудовые функции лифтёра
Профстандарт устанавливает три обобщённые трудовые функции для лифтёра, каждая из них соответствует третьему квалификационному уровню. Это операторское обслуживание:
- лифтов;
- подъёмных платформ для инвалидов;
- поэтажных эскалаторов.
В рамках каждой обобщённой трудовой функции выделяются частные. Так, для обслуживания лифтов, работник:
- ежесменно осматривает лифты;
- управляет лифтом несамостоятельного пользования (имеются ввиду грузовые, больничные и пассажирские лифты);
- принимает меры при обнаружении неисправностей лифта;
- эвакуирует пассажиров из остановившейся кабины лифта.
Для выполнения всех перечисленных функций лифтёр:
- проверяет качество работы лифта согласно инструкции по эксплуатации;
- зрительно определяет наличие или отсутствие внешних повреждений и неисправностей оборудования лифтов;
- документально оформляет результаты осмотра лифта;
- информирует соответствующие службы о выявленных неисправностях лифта;
- направляет лифт к месту вызова на соответствующий этаж;
- следит за равномерностью загрузки кабины лифта, правильным размещением груза и его разгрузки;
- смотрит за расположением в кабине пассажиров и сопровождающих лиц;
- отключает лифт в случае неисправностей;
- размещает на основном посадочном этаже сведения о неисправности лифта;
- изучает информацию об остановке лифта;
- инструктирование пассажиров о мерах по эвакуации и правилах поведения;
- освобождение пассажиров из кабины лифта;
- составление отчёта о результатах эвакуации пассажиров;
- при необходимости - вызов медицинской службы.
Отдельно в профстандарте прописаны трудовые функции при обслуживании подъёмных платформ для инвалидов:
- в каждую смену осматривает платформы;
- при обнаружении неисправностей платформы принимает необходимые меры;
- контролирует работы платформ с использованием системы операторского обслуживания;
- эвакуирует пользователей из остановившегося грузонесущего устройства платформы.
При этом специалист осуществляет те трудовые действия, что и при обслуживании. Добавляются только:
- ведение видеонаблюдения за перемещением пользователей, находящихся на платформе;
- мониторинг работы платформ с удалённого рабочего места оператора.
Трудовые функции для обслуживания поэтажных эскалаторов:
- контролирует перемещение пассажиров, находящихся на эскалаторе;
- при обнаружении неисправностей и возникновении внештатной ситуации в процессе эксплуатации принимает необходимые меры.
Трудовые действия совпадают с перечисленными выше.
Трудовые умения лифтёра
Специалист, занимающийся обслуживанием лифтов, среди прочего должен уметь:
- проверять замки и выключатели безопасности дверей шахты и кабины лифта, подвижной пол, реверс привода дверей, аппарат управления, двустороннюю переговорную связь, освещения кабины лифта и площадок;
- устанавливать точность остановки кабины лифта на площадках при движении вверх и вниз;
- следить за целостностью оборудования лифта, исправностью замков дверей помещений.
- определять неисправности, влияющие на безопасную эксплуатацию лифта;
- обозначать местоположение кабины в шахте лифта;
- исключать случаи перемещения кабины лифта с открытыми дверями шахты.
К профессиональным умениям лифтёра-оператора, обслуживающего платформы подъёмных, относятся:
- ведение отчётной документации;
- отключение платформы подъёмной;
- определение состояния оборудования платформы подъёмной;
- консультирование пользователей о мерах по эвакуации;
- оказание первой помощи.
И, наконец, при обслуживании поэтажных эскалаторов лифтёр должен продемонстрировать умения по составлению отчётной документации, использованию системы видеонаблюдения, оказанию первой помощи.
Необходимые знания
От быстроты и чёткости работы лифтёра-оператора зависит, будет ли поездка на лифте комфортной, а в случае аварии - как много времени пользователь проведёт в кабине лифта. Для оптимизации работы лифтёр должен овладеть определёнными знаниями.
Лифтёр, чья задача - обслуживание лифтов, непременно должен знать:
- устройство лифтов;
- порядок проведения осмотра лифтов;
- устройство безопасности лифтов;
- использование звуковой сигнализации и двусторонней переговорной связи;
- производственную инструкцию и инструкцию по охране труда;
- приёмы выполнения работ;
- правила пользования лифтом;
- оформление отчётной документации;
- классификацию неисправностей лифта;
- виды нештатных ситуаций;
- порядок освобождения пассажиров;
- правила оказания первой помощи.
Специалист, обслуживающий платформы подъёмных, знает:
- устройство платформы подъёмной;
- инструкцию оператора платформ подъёмных;
- правила пользования платформой;
- как оформлять результаты осмотра;
- типы неисправностей платформы;
- порядок размещения сведений об этих неисправностях;
- назначение и расположение предохранительных устройств;
- методы эвакуации пользователей.
А лифтёр-оператор, в ведении которого находятся поэтажные эскалаторы, при устройстве на работу должен продемонстрировать знание:
- устройства эскалатора;
- инструкции оператора эскалатора;
- правила пользования эскалатором;
- особенности ведения документации;
- виды неисправностей эскалатора;
- правила пользования кнопкой «Стоп».
Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией.